РОЛЬ "ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ" ПРИ РАБОТЕ С ИНСТРУКТОРОМ
ВЫПУСК #84
РОЛЬ "ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ" ПРИ РАБОТЕ С ИНСТРУКТОРОМ
Достаточно ли времени, проведенного на площадке, для качественной выработки навыков? Если вы не ходите на площадку, а инструктор приезжает к вам и проводит индивидуальные занятия, хватает ли этих занятий? Так ли необходимо работать с собаку в те дни, когда занятие с инструктором не предусмотрено?
Давайте просто посчитаем. Для примера возьмем курс послушания, который я предлагаю своим клиентам индивидуально (с выездом на дом). Курс включает в себя 20 занятий, проводимых два раза в неделю. Если быть точным, то есть еще одно занятие, но оно предлагается в качестве тестового, проводится бесплатно и в курс не входит. Но для простоты счета округлим.
Методика предполагает проведение пяти часовых занятий, а в дальнейшем, когда собака привыкает к нагрузке, продолжительность занятия составляет 1,5 часа. Последние пять занятий проводится в условиях действия сильных отвлекающих раздражителей, много времени уходит на смену мест на городских улицах, поэтому продолжительность каждого занятия составляет уже 2 часа. Нетрудно подсчитать, что "оплаченного" времени занятий всего за курс - 30 часов. При двух занятиях в неделю продолжительность курса составляет 10 недель. Если клиент не занимается с собакой самостоятельно, то почти за три месяца он уделяет выработке навыков 30 часов.
Теперь представим себе, что клиент в те дни, когда у него нет планового занятия, работает с собакой по 30 минут. Легко определить, что в таком случае с собакой за 10 недель работают 55 часов. Практически в два раза больше, чем в первом варианте! Но бывают клиенты, которые находят время и силы работать с собакой по-настоящему. И каждый день они самостоятельно повторяют тренировку, которую в последний раз проводил инструктор. В том же объеме. Опять запускаем калькулятор, и получаем результат: за 10 недель выработкой навыков послушания с собакой занимаются 105 часов!
Сравните три цифры: 30, 55 и 105 часов. Даже не вдаваясь в подробности методики, ясно, что результат во всех трех случаях будет разным. Конечно, каждая собака имеет свои индивидуальные особенности. Некоторые животные достигают определенных успехов и за 30 часов работы. Но есть собаки действительно сложные. С сильной нервной системой, подвижные, достаточно взрослые, за которых "взялись" довольно-таки поздно. Добиться от таких собак приемлемой управляемости можно только в результате упорной работы.
Эти несложные расчеты подтверждаются практикой. Бросать поводок при движении рядом ответственные владельцы собак начинают буквально на втором-третьем занятии.
Тот же, кто не занимается с собакой самостоятельно, может бросить поводок только на пятом-седьмом занятии. Двигаться рядом без поводка (не с брошенным, а с отстегнутым поводком) с правильным выполнением поворотов, посадкой при остановке собака, с которой занимаются ежедневно, начинает на 7-9 занятии. У тех владельцев, у которых времени на занятия не хватает, собака начинает работать без поводка на 13-15 занятии.
При регулярных тренировках все основные элементы послушания в условиях отсутствия отвлекающих раздражителей неплохо отработаны уже к 10-12 занятию, и остальное время можно уделить работе на оживленных городских улицах и доведению выработанных навыков до автоматизма. В результате мы получаем к концу курса подготовленную уверенно управляемую собаку.
Если же с собакой не отрабатывают "домашнего задания", то к двадцатому занятию он все еще остается "сырой".
Так что отработка домашнего задания - обязательное условие получения высоких результатов в выработке навыков послушания. В защитной дрессировке, конечно, основная роль принадлежит помощнику (фигуранту). Но подготовить молодую собаку к защите, заложить базу, на которой можно построить защитные навыки, можно и самостоятельно. О самостоятельной подготовке собаки к защитной дрессировке мы поговорим в одном из следующих выпусков.