Создание оптимальных условий для обучения
Чтобы создать наилучшие условия для обучения, вам следует избегать:
- прямой опасности воздействия со стороны других собак, а также
других тренеров, владельцев или посторонних людей, например из-за
непрофессионального применения наказаний или благодаря их угрожающим
жестам и таким негативным эмоциям как злоба, раздражение, дурное
настроение;
- применения всех без исключения особо сильных средств принуждения,
вспомогательных средств, вызывающих боль, подтягивания на
поводке-удавке, рывков поводком или слишком сильного действия руками,
которое действует угрожающе, например не следует насильно удерживать
руками собаку в положении "Сидеть!" или "Стоять!";
- явно завышенных требований для данного занятия и конкретной ситуации или для состояния тренированности собаки на данный момент;
- излишне громких команд (повышения голоса) или слишком больших
тренировочных групп, в которых создается много отвлекающих моментов.
Методы и вспомогательные средства
Есть несколько команд, которые исключительно упрощают совместную
жизнь, если собака ими овладела. Во второй части книги вы найдете
детальное описание упражнений по отработке навыка выполнения основных
команд, а также соответствующие указания по тренировке отдельных
навыков. Для построения занятия есть несколько общепринятых правил, а
также разные методики тренировки и вспомогательные средства. Теперь
вкратце представим их.
Слова похвалы при освоении команды
Начиная отработку нового навыка или выполнение более трудного
задания, вы должны дать собаке особенно приятное поощрение, если хотите
добиться лучших результатов. Как только собака поймет, чего от нее
хотят или уже явно окажется на полпути к освоению задания, нужно именно
в это время изменить схему поощрений, введя в нее слова похвалы, чтобы
собака даже в моменты, в которые она еще не заслуживает "настоящей"
награды, почувствовала, что она молодец. Похвала голосом не особо
высоко ценится собакой, если только она не будет представлена ей всего
лишь за одно правильно выполненное "упражнение" в форме особо
преувеличенного восторга. В качестве похвальных слов следует выбирать
такие, которые легко выговаривать и можно произнести в дружелюбном и
радостном звучании голоса. Слова вроде "Славно!", "Молодец!", "Браво!",
"Супер!", "Ай хорошо!" вполне подходят для такого выбора. Чтобы собака
поняла похвальное значение этих слов, первое время их нужно повторять,
когда захочется похвалить собаку во время игры или кормления. На
занятиях вы можете произносить их также с самого начала, чтобы просто
похвалить, пока не убедитесь в том, что собака реагирует на эти слова и
их уже можно применять как награду за качество работы. Собака связывает
эти слова и дальше с ситуацией похвалы и знает, что они означают, что
она сделала что-то правильно.
Команды безопасности
По-человечески понятно, что обстоятельства и действия, которые
происходят изо дня в день, входят в плоть и кровь собаки. Целесообразно
с самого начала отработать навыки, обеспечивающие безопасность, т. е.
выполнение специальных команд. Чем лучше и, прежде всего, чем чаще
будут занятия по отработке навыка выполнения "команды безопасности",
тем больше вероятность, что она будет услышана собакой в ситуации
стресса или отвлечения. В качестве команды безопасности пригодится
любой сигнал, означающий, что собака не должна двигаться и который тем
самым может успокоить собаку. Я думаю, что для этого лучше всего
подойдет навык "Смотри!" ("Глянь!") и/или команда "Сидеть!". Девиз
упражнений для отработки четкого выполнения команды безопасности таков.
Этот навык нужно закрепить в каждой жизненной ситуации! Ничего нельзя
разрешать, прежде чем собака не закрепит нужный навык. Итак, команду
"Сидеть!" всегда следует давать перед тем, как надеть ошейник и
поводок, у выхода из дома, перед миской с кормом, перед тем как снять
поводок на прогулке, обязательно перед тем как перейти улицу (даже если
путь свободен!), перед получением каждого кусочка лакомства, перед
началом любой игры, перед каждой лаской - в общем, перед тем как собака
получит то, что ей особо дорого, чего она больше всего хочет. Даже если
не возникает никаких особых ситуаций, следует упражнять выполнение
команды безопасности в течение дня особенно часто и соответственно
награждать исполнение. Собака должна усвоить: исполнение этой команды
всегда приносит удовольствие и поощрение! Постепенно, снова и снова
следует тренировать выполнение такой команды во все более сложных
условиях и ситуациях. Однако чтобы выполнение команды действительно
доставляло собаке удовольствие, не следует начинать ее обучение в
слишком тяжелых условиях. Придется заниматься отработкой этого навыка
довольно долго и всегда с повышенной похвалой, прежде чем собака уяснит
преимущества своего повиновения и станет рьяно выполнять команду. Часто
лучшей наградой для собаки бывает разрешение сделать то, что она больше
всего хочет.
Освобождающая команда
В будущем пригодится, если вы с самого начала дадите собаке понять,
что каждое занятие всегда и обязательно оканчивается освобождающей
командой. Без такого "звонка на переменку" она не должна срываться с
места. В отработке выполнения этой команды на первом месте и важней
всего последовательность! То есть никогда не отпускайте собаку прежде,
чем не похвалите ее за сделанное упражнение или выполненную команду.
Если собака продолжает упражнение, хотя вы дали ей освобождающую
команду, это не считается ошибкой. Но, если вы видите, что собака сама
собирается закончить упражнение, хотя еще не получила освобождающую
команду, вы должны еще раз повторить задание, а затем успеть освободить
собаку прежде, чем она сама это сделает. Туг придется вернуться к
отработке послушания, с тем чтобы занятие в любом случае могло быть
закончено только после успешного выполнения задания.
Правила для отработки навыка
Шаг 1. Следует четко определить цель занятия.
Разработайте стратегию, чтобы достичь этой цели: выберите технику
тренинга; при необходимости выберите вспомогательные средства.
Шаг 2. Создайте такие условия для тренинга, в
которых высока вероятность выполнения собакой требуемого задания (или,
по крайней мере, привлекательные для собаки). Команды, для выполнения
которых собаке потребуется совершить комплекс отдельных действий,
следует разделить на несколько заданий так, чтобы, отработав отдельные
навыки, их можно было бы затем объединить в одно упражнение. Лучшим
методом для тренировки таких комплексных упражнений является так
называемый "шейпинг" (по-английски shaping - придание формы) или
"чейнинг" (по-английски chaining - выстраивание в ряд, построение
цепочки поступков-действий).
Шаг 3. Отрабатывайте новый навык с достаточно
высоким числом повторений до тех пор, пока собака не достигнет
уверенного исполнения. Чтобы в будущем собака показывала высокую
надежность выполнения ваших приказов, вы должны при освоении таких
позиционных команд, как "Сидеть!", "Место!", "Стоять!", с самого начала
ввести в употребление освобождающую команду.
Шаг 4. Чтобы собака могла обучиться как можно
быстрей, место, где вы занимаетесь, должно быть поначалу свободно от
отвлекающих раздражителей. Кроме того, собака в фазе начального
ученичества должна получать похвалу за любое правильное действие до тех
пор, пока не достигнет полной надежности выполнения. Но к этой
надежности выполнения вы должны идти мелкими шажками и всегда делать
следующий шаг только тогда, когда собака точно уяснила цель предыдущего
занятия и правильно выполнила задание. Причем в поведении собаки во
время выполнения не должно быть даже оттенка неуверенности или нервного
напряжения.
Шаг 5. Чтобы достичь высшей степени уверенности и
надежности выполнения, следует повторить отработанное упражнение во
множестве различных ситуаций и в различных условиях окружения. Подобные
отвлекающие раздражители нужно постепенно вводить и во время тренировок.
Шаг 6. Сила этих раздражителей и их
привлекательность для собаки должны возрастать также очень постепенно.
В идеале ваша собака не должна делать ошибок даже при выполнении
упражнения на расстоянии. Кроме того, важно, чтобы, несмотря на
отвлечения, всегда можно было достаточно мотивировать действия и
концентрировать внимание собаки.
Шаг 7. Если собака стала хорошо понимать командуй
выполнять упражнение, можно перейти в использовании поощрения (похвалы)
с "всегда" на "от случая к случаю".
Шаг 8. Контроль команд. Если собака просто так сама
или, возможно, чтобы вам угодить, делает без команды отработанное
упражнение, она не должна получать никакой похвалы за это! Поощрение
она получает только тогда, когда выполнила данную ей команду.
Введение в употребление сигналов
Есть различные возможности введения сигналов, называемых обычно
командами. "Традиционный тренинг". Сигнал начинают применять в то
время, когда собака как раз совершает желательное действие. В идеале
хорошо бы чуть-чуть опередить собаку, но чаще это оказывается
невозможно угадать. Правильный выбор момента (удачный "timing") - и
здесь важней всего!!!
Совет. Преимущество кликер-тренинга можно использовать
также в традиционном тренинге. Просто придется дольше ждать нужного
действия, чтобы начинать тренировать его без команд и продолжать до тех
пор, пока собака не поймет, о чем идет речь.
"Кликер-тренинг" (применение кликера). В этой системе вы тренируете
упражнение совсем без словесных команд до тех пор, пока ваша собака им
полностью не овладеет во всех подробностях. Только тогда упражнение
получает какое-либо название. Преимущество кроется в том, что на пути к
усвоению навыка собака четко связывает сигнал (звук кликера) с
наилучшим выполнением и никогда - с возможными ошибками или
неуверенностью. При отработке команд, требующих выполнения нескольких
действий, можно разбить их на отдельные составляющие элементы и обучать
каждому навыку по его сигналу. Это применяется преимущественно при
тренинге по chaining-методу и обычно рекомендуется, если отдельные
действия могут быть использованы при выполнении других упражнений или
их имеет смысл применять в других ситуациях. В традиционном тренинге
команда вводится уже на шаге 2, при кликер-тренинге - только на шаге 7.
Кликер-тренинг
Кликер - это тренировочное вспомогательное средство. Чаще всего в
качестве кликера используют пластиковую коробочку с мелкими
металлическими предметами, которые могут хорошо звенеть при
потряхивании. На первом этапе собаку учат тому, что она всегда после
этого звука получает лакомство. Как только она это усвоит, можно
начинать применять кликер как индикатор поощрения. Если она хорошо
выполняет упражнение, издается звук, а затем дается лакомство. По
сравнению с обычным методом поощрения, при тренировках с кликером
гораздо легче уловить удачный момент (тайминг) потому, что не важно,
сколько времени пройдет между "кликом" (щелчком) и предложением
лакомства, если сам этот звук уже стал для собаки знаком поощрения.
Здесь главное - вовремя щелкнуть. Таким образом, вы сможете отработать
навыки по мелким деталям. Если вы заинтересовались методом
кликер-тренинга, можно ознакомиться со специальной литературой по этой
теме.
Target-stick и выработка условного рефлекса с его помощью
Английское название target-stick происходит от слов target - цель,
мишень и stick - палка, стек (наиболее близко по смыслу в данном
контексте русское слово "указка", его и будем употреблять далее -
примеч. переводчика). Тренинг с "указкой" поможет собаке
ориентироваться и целенаправленно выполнять упражнения. При выработке
условного рефлекса с помощью "указки" можно идти разными путями.
Например, можно втолковать собаке, что при выполнении какого-либо
задания она должна коснуться предмета лапой или взять что-то в пасть.
Если рефлекс вырабатывается на работу лапами, нужно учить собаку слегка
прикасаться к "указке" лапой. Смысл упражнения в том, что "указка"
позже станет обозначать, чего именно следует коснуться лапами, и будет
помогать собаке правильно найти цель. То же самое с работой носом или
пастью. Об этой форме тренинга более подробно рассказано во второй
части книги (см. Упражнение "Вперед!").
Шейпинг-тренинг
Этим словом (shaping, англ. - формирование) обозначают отработку у
собаки навыка выполнения определенной последовательности связанных
действий. При шейпинг-тренинге собаку награждают за освоение каждого
отдельного навыка, приближающего ее к желаемой цели. Здесь прекрасно
пригодится кликер как индикатор поощрения, подсказывающий собаке, что
она на правильном пути. При этом собаку поощряют за каждое ее отдельное
правильное решение, то есть после каждого "клика". И каждый раз ей
разрешают прерывать выполнение, для того чтобы получить лакомство за
очередную часть своего успеха.
Чейнинг-тренинг
Это название еще одной техники тренинга, подразумевающей отработку
выполнения поведенческой цепочки (chain, англ. - цепь,
последовательность). Здесь различают backward chaining (обратный,
"задом наперед") и forward chaining (направленный вперед). При
"обратном" с самого начала показывают и поощряют выполнение собакой
финала цепочки навыков, составляющих задание. После этого собаку
обучают более точному выполнению отдельных навыков комплексного
упражнения, начиная с предпоследнего, т. е. в обратном порядке. При
этой форме тренинга собака ожидает поощрения только после выученного до
этого навыка (но который в данном упражнении будет последним). Так
постепенно продвигаясь по отработанным навыкам от конца к началу,
собака обретает уверенность в себе и в выполнении задания. При forward
chaining тренируют части общего задания по отдельности. Можно для
каждой части этой цепочки использовать свою команду и только потом
составить из отработанных навыков нужную поведенческую цепочку этого
задания.
Пример шейпинг-тренинга
Задача собаки - достать мяч из коробки. Собаку сразу поощряют, как
только она пойдет хоть немного правильно в сторону коробки. Затем ее
поощряют, когда она подойдет ближе к коробке. Позже собаку начинают
поощрять только тогда, когда она пойдет точно к коробке, затем
награждают, если собака остановилась около коробки и засунула туда свой
нос. Затем можно наградить, когда собака все это проделала, взяла мяч в
пасть и хотя бы мгновение подержала его. В конце концов, она будет
доставать мяч из коробки, приносить его и ложиться в указанном месте.
После этого обязательно должно быть вознаграждение.
Пример чейнинг-тренинга
Задача собаки - достать мяч из коробки. При backward chaining
тренируют доставание мяча из коробки, затем его удерживание в пасти и
переноску, затем поиск коробки с мячом из некоторого удаления, затем
все вместе: бег к коробке, чтобы достать оттуда, и принести мяч. При
forward chaining отработку навыка ведут в обратном предыдущему, а
именно в "правильном" порядке действий.
Источник: http://assauwe.lublinec.ru/rus/stat/ |