Четверг, 25.04.2024, 12:43Главная

Категории каталога

Дрессировка щенков [28]
Курс воспитательной дрессировки щенков 2-3 месячного возраста
Кое-что о дрессировке [94]
Воспитательная дрессировка(рекомендации кинолога-дрессировцика)

Форма входа

Поиск

Мини-чат

Наш опрос

Как вы попали на сайт.
Всего ответов: 389

Статистика

Каталог статей о собакахКаталог статей о собаках
Главная » Статьи » Воспитание, дрессировка » Дрессировка щенков

Создавая успех. Воспитание необычного чемпиона (часть 5)



Генерализуем поведение.

Когда вы меняете окружение во время дрессировки, вы усиливаете поведение. Люди обобщают очень хорошо, собаки гораздо хуже. Всем приходилось выслушивать жалобы неопытных дрессировщиков - "Но ведь он же дома это делает!" Многие животные хорошо выучивают поведение дома, но с трудом могут воспроизвести его при смене окружающей среды Это особенно заметно, если в новом месте есть много отвлекающих факторов. Значит ли это, что вам придется побывать везде, где вы собираетесь выступать в аджилити, и отработать там касание мишени? К счастью, нет. Другой феномен, связанный с обучением - генерализация. Когда животное повторило поведение в разных местах, понимание этого поведения начинает относиться к любому месту. Изначально, когда вы начинаете менять место занятий, возможно, будет период, когда вам придется быть терпеливым с собакой, пока она не поймет, что вы ждете от нее той же реакции, что и раньше. Если вы продолжите менять место занятий, вы поможете собаке распространить выполнение навыка на любое место.
Ключ к отбору поведения.

  1. Выберите то поощрение, которое животное действительно хочет. Драйв к работе создается драйвом к подкреплению. Помните: вся хорошая дрессировка - это передача ценности. Ценность награды переносится на саму работу, что заставляет собаку радоваться самой работе. Если бы вы пытались построить мое поведение, используя зеленый горошек в качестве награды, вы бы ничего не добились, потому что я его не ем. Точно так же собака, не "повернутая" на игрушках, никогда не полюбит аджилити, если вы будете вознаграждать ее игрушкой. Это ее вариант зеленого горошка. Вы должны будете сначала создать драйв к игрушкам, а потом уже перевести этот драйв на аджилити. Чем больше драйва у собаки по отношению к награде, тем больше драйва вы создадите относительно работы с вами. Если вы выбрали такое поощрение, которое собака так любит, что не может соображать, выберите менее ценную награду, пока собака не поймет, чего от нее хотят.
  2. Разделите конечное поведение на маленькие элементы, которые реально может предложить животное. Следуйте совету Боба Бэйли: "Будьте тем, кто делит на мелкие части, а не кидает огромные глыбы" (Be a splitter, not a lumper). Большинство людей делают слишком большие ступени к поведению и просят слишком много, подавляя собаку. Например, если бы вы собирались начать учить собаку аджилити, вряд ли бы вы сразу же встали перед качелями с кликером в руках, надеясь, что собака быстро пробежит по ним, дождется, пока они перекачнутся, и встанет на зоне. Сначала, как первый маленький шаг в целой цепочке поведений, вам придется держать мишень в руке и поощрять собаку за приближение к ней. Ключ к хорошей дрессировке - разбивка поведения на выполнимые порции. Простое касание носом мишени становится одним из кусочков прохождения качелей (см.главу 20 о том, как разделить на элементы обучение прохождению качелей).
  3. Неотрывное внимание и фокус на работе приходят от вашего контроля за отвлечениями. Контролируя условия, в которых проходит тренировка, вы можете ограничить все остальные источники развлечения для собаки. Собака научится, что все стоящее происходит, когда она работает с вами. Добавляйте отвлечение, только когда вы уже достаточно поощряли собаку за работу. Медленно переводите собаку к более сильным отвлекающим факторам, следуя таблице в Приложении А. Вы не можете ожидать от юного наивного джек-рассела, что он побежит аджилити на кроличьей ферме, если собака сначала не усвоила, как здорово с вами работать. С историей сильного подкрепления вы можете со временем потребовать работы от любой собаки в любых условиях, если вы знаете, как разбить поведение на выполнимые элементы. Разбивка поведения включает и знание того, с какой силы отвлечением способна справиться ваша собака на данном уровне подготовки.
  4. Щелчок не означает окончание поведения. Собака учится всегда. Если вы щелкнули, вы должны поощрить собаку, но если вы работаете над выдержкой в положении сидя, вам не надо, чтобы собака срывалась с места после щелчка, чтобы подлететь к вам за кусочком. Иначе получится, что вы подкрепляете срыв выдержки. Чтобы пройти через этот парадокс, вам надо разделить поведение на маленькие шаги. Начните очень близко от собаки, чтобы у нее не было шанса передвинуться после щелчка, поскольку вы поощрите ее, стоя рядом с ней. Убедитесь в том, что вы учите собаку тому, что только по голосовой команде она может изменить положение, в котором находилась (сидеть, лежать, выдержка на старте, столе или зоне в аджилити)
  5. Вы получаете то, за что щелкаете (What you click is what you get - одно из любимых высказываний Боба Бэйли). Если вы работаете над статичным поведением (выдержка в положении сидя, например), вы можете щелкать и поощрять за одну и ту же реакцию подряд, поскольку вам надо, чтобы собака не двигалась. Если вы работаете над поведением в движении (например, высыл к столу в аджилити), вам надо следить за тем, чтобы не подкреплять одну и ту же реакцию снова и снова. Например, если вы щелкнули собаке за один шаг в сторону стола и сохранили этот критерий еще в течение 10 попыток подряд, ваша собака сделает вывод, что есть нечто особенное в том, чтобы шагнуть в сторону от вас. Если же вы останетесь на этом этапе не больше, чем на одну-две попытки, а потом будете ждать, пока собака не сделает больше одного шага, вы можете построить движение от вас.
  6. Пусть ваши тренировочные сессии будут короткими, записывайте как можно больше о каждой из них (количество поощрений/количество тайм-аутов, время и место занятия, что использовалось в качестве подкрепления). Это поможет вам избежать повторения ошибок.
  7. Стремитесь выполнять программу D.A.S.H. на каждой стадии тренировки до того, как считать шаг пройденным. Многие дрессировщики непреднамеренно учат собак медленному или нечеткому выполнению команды. Например, если вы научили собаку медленно проходить четыре палки слалома, а потом поставили ей полный комплект, вы получите собаку, медленно проходящую полный слалом из 12 стоек. Вы должны достигать D.A.S.H. на каждом этапе. Добейтесь точности в четырех стойках, но не двигайтесь дальше, пока собака не научится быстро проходить их. Поскольку подкрепление усиливает проявление поведения, чем дольше вы поощряете медленное или неточное выполнение, тем сложнее будет получить несовместимое с этим выполнение (быстрое и точное).
  8. Всегда планируйте тренировку и придерживайтесь плана. Перед тем, как начать занятие, убедитесь, что в вашем плане есть:
    1. Какую реакцию вы хотите получить? Знание критерия, который вы будете отбирать, и его достижимость с конкретной собакой в конкретных условиях.
    2. Можно ли эту реакцию разделить на еще более мелкие элементы? Тренировочная сессия со слишком большим количеством критериев расстроит собаку и дрессировщика. Разбейте поведение на выполнимые части, которые приведут собаку к успеху.
    3. Думайте. Можете ли вы уменьшить неверные ответы собаки, манипулируя окружающей средой? Напрмер, если вы хотите научить собаку запрыгивать на стул, в начале вы должны стоять очень близко к очень низкому стулу.
    4. Знание реакций, которые вы точно не хотите видеть в этом поведении. Если ваш план содержит "неправильные" реакции собаки, которые она может предложить, вам будет проще придержать награду, когда вы столкнетесь с этими ответами во время занятия. Например, если вы хотите научить собаку касаться носом мишени, важно, чтобы вы не поощряли касание мишени лапами, зубами или щекой.
    5. Планируйте ваши движения. Где вы будете стоять? Как вы будете держать все, что вам нужно для занятия? Где будет находиться поощрение? Не надо задерживать награду или шарить по карманам в поисках лакомства. Одно из самых больших отличий великого дрессировщика от обычного - автоматические четкие движения. Потренируйтесь без собаки, чтобы не испортить ее успех своей неуклюжестью.
    6. Подумайте о силе отвлекающих факторов в месте занятий. Ваша собака будет справляться с все более сильными отвлечениями по мере того, как поощрение будет подкреплять ее внимание к работе. Внимание, направленное на вас, - побочный продукт хорошей дрессировки, но он развивается, если не перегружать собаку на ранних стадиях. В начале вам придется подметать пол от упавшего лакомства и убирать игрушки из зоны досягаемости.

Планирование занятий может занять много времени, но вы более чем просто возместите эти вложения, поскольку тренировки будут более эффективными.

ГЛАВА 3.
Решение.

Важно следующее: быть в любой момент готовым пожертвовать тем, что ты есть, ради того, чем ты можешь стать.
Шарль Дю Бос.

Летом 1996 года у меня было три собаки: Шелби, восьмилетний джек-рассел, бордер-колли Стони пяти с половиной лет, и джек-рассел Твистер, три с половиной года. С тех пор, как у меня последний раз был щенок, прошло три года, и я начала обдумывать варианты приобретения еще одной собаки. Я всегда считала, что три собаки - идеальное количество и для жизни, и для занятий, особенно если вы так же одержимы дрессировкой, как я. Когда занимаешься с тремя собаками, нет опасности перегрузить собаку (слишком много дрессировки иногда может принести больше вреда, чем пользы). Три собаки составляли идеальное содружество - нет недостатка в приключениях с тремя абсолютно уникальными личностями, но есть возможность сохранять довольно гибкий режим жизни, и я всегда знала, что могу приехать всей толпой навестить семью и не показаться чересчур обременительной. Так что я решила, что торопиться увеличивать количество собак я не буду, но если попадется "подходящий" щенок, я его возьму.

Я начала неторопливый поиск следующей собаки. Поскольку тенденция в собаках у мня была "маленькая собака-большая собака-маленькая собака", была очередь большой собаки. Подруга, Мэри Софорд, у которой жила однопометница моей феноменальной собаки Стони, сообщила, что собирается повязать свою суку Меган. Это был бы дубль помета, который вырос в отличных собак. Я сообщила ей о своем интересе, и она пообещала, что я смогу выбрать кобеля из этого помета. Вязка должна была состояться не раньше начала 1997 года, что было для меня идеально - у меня было время привыкнуть к мысли о четвертой собаке. У меня со Стони всегда была особая связь. Она была потрясающей, чудесным домашним любимцем и выдающейся спортивной собакой. Тем летом Стони выиграла Гран-при USDAA. В следующие выходные она получила лучший балл дня в высших классах на чемпионате США по послушанию. Еще через выходные она была замыкающей в команде, установившей мировой рекорд скорости во флайболе.

Стони была тем, что я называю "единственной в жизни" собакой. Она не только была среди лучших в любых соревнованиях, она была воплощением мечты о домашнем любимце. Она всегда хотела помогать мне. Она любила свернуться калачиком на кушетке, но немедленно мчалась поднять то, что упало у меня со стола, когда я работала. Она никогда не отходила от меня дома, просто на случай если она понадобится. Стони была идеальна во всех отношениях. Она была моей любимой девочкой, и по моим стандартам ни один бордер-колли не мог с ней сравниться. По мере того, как лето 1996 года подходило к концу, я начала сомневаться в своем выборе следующего щенка. Происходивший от ее однопометницы, будущий щенок был обязан напоминать Стони. Я боялась, что буду несправедливо сравнивать развитие и успехи щенка со Стони и расстраиваться, если щенок не будет идеален.

Осенью 1996 года я сообщила Мэри о своем решении. Я все еще хотела кобеля из этого помета, но, если она не против, щенок отправится к моей подруге и коллеге по аджилити Линде Мекленбург, которая тоже подыскивала новую собаку. Мэри согласилась, и Линда получила свою собственную "единственную в жизни" собаку, Awesome. Он, как его тетя Стони, выиграл множество соревнований по аджилити и был в составе команды США, которая завоевала золото на чемпионате мира FCI. Я знала, что он будет великой собакой, но никогда не сожалела о своем решении. На этом этапе моей жизни в сердце у меня не было места для еще одной похожей на Стони собаки. Я верю, что все имеет свои причины. Решение не брать щенка, который был потенциальным чемпионом, было одним из поворотных решений в моей карьере дрессировщика. Я знала, что если я хочу новую собаку, я должна либо взять другую породу, либо найти бордер-колли, который физически и умственно полностью отличался бы от моей любимой девочки. В мою жизнь вошел Cedar's High On Emotion, более известный как Баз.

ГЛАВА 4.
Возвращение домой.

Самое большое удовольствие в жизни - делать то, что люди говорят, ты не можешь сделать.
Уолтер Бэйджхот.

Последнее, что могло прийти мне в голову, когда знакомые попросили меня оценить помет бордеров в ноябре 1996 года - что я вернусь домой с собакой. И поверьте мне, я сопротивлялась целую неделю. Но малыша База нельзя было отвергнуть. Я взяла его "на пробу" на один день. Этот милый щенок ездил со мной в клетке на переднем сиденье моей машины целый день, пока я работала (в то время я была представителем фирмы ветпрепаратов). Он вышел на 45 минут на ужин, а потом снова сидел в клетке перед залом, где я два часа вела занятия по аджилити. Он ни разу не пискнул. К этому моменту я была уверена, что он или болен, или напрочь лишен драйва. Но меня ждал сюрприз. Когда мы вернулись вечером домой, этот чудесный щенок два часа бесился в комнате, а потом проспал целую ночь. Прекрасно!

Во время этого "испытательного срока" Баз (я знала, что "проба" в опасности, когда я дала ему имя) носился сломя голову по кухне. Он подпрыгнул и дотянулся до ветки филодендрона, из-за чего весь горшок рухнул с подоконника, с полутора метров над его головой. Горшок разбился об пол, а бесстыжий Баз нырнул в растение - оценив тот факт, что он хотел всего один листочек, а оказался настолько удачлив, что получил все растение! Я поняла, что малыш с такой уверенностью и характером должен остаться. Так что я шагнула в мир владелицей четырех собак. Это было решение, о котором я никогда не сожалела. Что в первую очередь привлекло меня в Базе - его присутствие в комнате нельзя было не заметить. Кроме того, у меня всегда была слабость к красным бордерам. Баз происходил от отличных родителей - его мать в свое время во флайболе была одной из самых быстрых собак в мире, а отец известен прекрасными результатами в послушании. Так что все, на что требовалось посмотреть - это на темперамент; Баз был изумителен, и его уверенность и энергичность росли с каждым днем.

Хотя я не очень верю в щенячье тестирование темперамента, есть черты, которые я хочу видеть в щенке:

  1. Первое, на что я смотрела, когда выбрала База, был высокий уровень энергии. Я считала, что слишком много драйва не бывает. Я думала, что собаки "без башни" такими не рождаются, а становятся в результате плохой дрессировки (еще один сюрприз, ожидавший меня).
  2. Мне хотелось, чтобы щенок не боялся шума или резких движений. Я предполагала, что буду ошибаться во время его дрессировки, и не хотела, чтобы он испугался или отказался работать, если я на него случайно наступлю.
  3. Последнее, что я искала - щенок должен был хорошо относиться к людям. Щенком Баз влетал в комнату, повизгивая от возбуждения, пока не облизывал каждое лицо и не обнимался с каждой парой рук. Забавно - это его качество так и не изменилось с возрастом.

Когда я выбирала База из других щенков этого помета, я больше смотрела на темперамент, чем на экстерьер. В семь недель я видела, что Баз мог бы быть и получше сложен, хотелось больших углов задних конечностей и менее прямого плеча. Я не знала тогда, но со временем обнаружила, что строение спортивной собаки очень сильно влияет на ее результаты. Однако то, чего моему щенку не хватало физически, он с лихвой возмещал старанием. Он был готов делать все, что я его просила, и вместе мы начали извилистый путь обучения, который буквально изменил наши жизни.



Источник: http://assauwe.lublinec.ru/rus/main.htm
Категория: Дрессировка щенков | Добавил: Атлант (23.07.2009) | Автор: Сюзан Гарретт
Просмотров: 764 | Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |