Существующие ныне тесты ставят своей задачей предсказать
индивидуальные черты характера щенка. Они имеют лишь относительную
ценность, так как окружающая среда и воспитание оказывают огромное
влияние на эволюцию поведения щенка. В качестве собаки-компаньона
лучше выбирать легко подчиняемых или склонных к нежности щенков.
Зато для рабочей собаки больше подходит животное с независимым
характером. Напоминаем, что данные тесты относительно субъективны,
так как на реакции щенка в возрасте семи недель уже оказали свое
влияние и окружающая среда (условия разведения), и
заводчик.
ТЕСТИРОВАНИЕ помета по
Томану
Предлагаемые тесты направлены на выявление предрасположенности
щенков помета к доминированию.
Щенки распределятся по четырем
категориям:
-- категория Л, «лидер», вожак стаи;
-- категория П, «преданные», подчиненные собаки, т. е.
послушные;
-- категория 3, «замороженные», равнодушные собаки;
-- категория А, «асоциальные», пугливые и строптивые собаки.
1. Щенки находятся в незнакомом помещении
Мать достаточно удалена от помета для того, чтобы щенки не могли ее
слышать. Заводчик также находится на значительном расстоянии. Щенок
типа Л не лает и исследует новое помещение спокойно. Щенок типа П
лает на Л и пытается втянуть его в игру.
Щенок типа 3 не двигается, выглядит потерянным, скулит, глядя
вокруг; следует за другими. Щенок типа А ходит кругами, скулит и
ползает.
Через несколько минут щенки Л и П играют вместе, 3 пытается
присоединиться к ним, но убегает при малейшем признаке неудачи, А
не участвует в играх и скулит.
2. Появление заводчика
При приближении заводчика щенки А и 3 бегут к нему, П спокойно
подходит, а Л просто смотрит на него либо занимается своими
делами.
3. Внос корма
Эта ситуация полностью меняет позицию щенков по сравнению с
предыдущим тестом. Щенки Л и П начинают есть, даже если сыты, и
нападают на щенков А и 3, когда те пытаются подойти. Заводчик
вынужден часто вмешиваться, чтобы восстановить порядок и убедиться,
что все смогут поесть.
4. Появление неизвестного предмета Вблизи от
расположившихся кучкой щенков, но не касаясь их, бросают предмет
типа пластиковой бутылки. Л бежит к ней и начинает кусать. П
подходит к неизвестному предмету осторожнее, затем вместе с Л
начинает исследовать предмет и играть с ним. 3 скорее напуган, он
предпочитает сохранять дистанцию, может, поскуливая, отойти от
него. Что же касается собаки типа А, ее страх очевиден, она быстро
убегает, скулит и не подходит к предмету даже спустя несколько
минут.
5. Неожиданный звук
Когда раздается звук, щенок Л поднимает голову, настораживает уши,
направляет их в сторону звука, оставаясь при этом на месте.
Остальные щенки в панике пытаются убежать.
Если поместить в центре между щенками будильник и заставить его
звенеть две минуты спустя, то только Л не сдвинется с места, но
будет смотреть на будильник, а затем отправится его исследовать. П
останавливается первым и ждет реакции Л.
6. Заводчик остается со щенками, но не
двигается
Он тут же узнан щенками, но только 3 и А бегут к нему. П остается
поблизости, а Л не реагирует на его присутствие.
7. Возобновление контакта с матерью
Заводчик все еще рядом. Щенок Л первым из щенков идет к матери,
направляясь прямо к ее задним соскам (там больше всего молока),
затем - щенок типа П и, наконец, 3 и А.
8. Кормление
В этой последней ситуации каждый должен иметь доступ к миске. Щенок
Л не дерется, он спокойно ест до тех пор, пока не насытится, ни
один из щенков не беспокоит его. П часто меняет место, но ест
спокойно. Зато А и 3 постоянно ссорятся.
Эта серия тестов позволяет оценить щенка тому, кто хочет сделать из
него рабочую собаку. Если будущий хозяин хочет, чтобы собака
восприняла дрессировку, сохраняя максимум независимости, инициативы
и способности к размышлению, он выберет скорее собаку типа Л,
близкую к темпераменту 2 теста Кэмпбелла.
Собаки типа П будут послушнее, всюду следовать за хозяином, не
проявляя инициативы. Они близки к темпераменту 3 теста
Кэмпбелла.
Наконец, собаки типа 3 отлично подходят для роли компаньона и жизни
в семье; они близки к темпераменту 4 теста Кэмпбелла.
ТЕСТ с зеркалом
Брето
В возрасте от шести до восьми недель щенок начинает реагировать на
свое отражение в зеркале, а в девять - десять недель интересоваться
им. В этом возрасте мы можем привести щенка в помещение,
оборудованное большим зеркалом, в котором он сможет полностью себя
увидеть. Будем наблюдать за реакцией щенка, чтобы определить
уровень его социализации.
Общительные, уравновешенные, уверенные в себе и доминирующие щенки
проявят некоторую напряженность с установлением иерархического
положения. Щенок будет смотреться в зеркало, замирать на какое-то
время, приближаться к зеркалу и отходить. Такие щенки по
темпераменту относятся к типам 1 и 2 теста Кэмпбелла.
Другие щенки, столь же общительные, но скорее подчиненные и
инфантильные, будут пытаться установить контакт со своим
изображением, демонстрировать свою готовность к подчинению и
приглашать к игре. Они редко и на короткое время остаются
неподвижными, пристально глядят на свое отражение, подходят и
отходят.
Эти щенки соответствуют темпераменту типа 3 или 4 теста
Кэмпбелла.
Наконец, у неуравновешенных, необщительных и боязливых щенков мы
наблюдаем продолжительные периоды неподвижности, нежелание смотреть
на свое отражение. Щенки убегают от зеркала, издавая при этом
рычание. Эти щенки соответствуют типам 1 или 5 теста Кэмпбелла.
ТЕСТ ожившей игрушки
Кёйннека
Согласно Кёйннеку, собака может отреагировать на появление нового
предмета тремя способами:
-- проявить интерес;
-- проигнорировать;
-- отойти от него;
Тест ожившей игрушки позволяет оценить характер щенка и организацию
отношений человек-собака. Щенок помещается в незнакомую комнату без
мебели. Исследователь ставит на пол двигающуюся игрушечную собачку
и направляет ее в сторону щенка. Затем владелец или владельцы, а
также исследователь встают, образуя полукруг, и игрушка
направляется в сторону одного из владельцев.
Увидев игрушку, по форме и издаваемым звукам похожую на собаку,
щенок будет вести себя по-разному, например:
-- Щенок отступает с лаем или без, нюхает под хвостом у игрушки,
его мышцы напряжены, он имеет взволнованный вид. Эта реакция
считается «нормальной»;
-- Щенок начинает угрожающе лаять, выглядит взволнованным; такой
щенок считается не способным к жизни в квартире;
-- Щенок набрасывается на игрушку, толкает ее, кусает; такая особь
соответствует строптивому, а значит опасному типу животных. Следует
отметить, что со второго или третьего раза такое поведение
становится нормальным; собака восприняла игрушку как надоевший
предмет;
-- Щенок ведет себя спокойно и разглядывает игрушку. Этого щенка
будет просто обучать, но в нем сохранится некоторая склонность к
независимости;
-- Щенок прячется под стул или за него, выглядит напуганным и не
слишком уверенным в себе. Этот тип поведения наблюдается у щенков с
недостаточным опытом, приобретенным в раннем возрасте;
-- Щенок убегает, испытывает сильное волнение, связь с владельцем -
очень слабая. Щенок труслив и способен подвести хозяина в любой
момент;
-- Щенок прячется возле владельца или соплеменника. Это поведение
выявляет истинную иерархию, показывает, кто в паре лидер;
-- Щенок прячется за исследователем. Такое поведение указывает на
плохие отношения между щенком и владельцем.
Можно повторить тест со всеми щенками помета. Только доминирующий
щенок с устойчивой психикой приблизится к игрушке. Если тест
происходит в присутствии матери, все подчиненные щенки побегут
прятаться к ней. Независимые щенки попытаются встать между матерью
и игрушкой.
Выбор щенка
Лучше приобретать щенков от производителей, прошедших официальный
отбор для племенного использования у нас в стране или за рубежем и
имеющих в подтверждение этому соответствующие документы. Это дает
высокую степень гарантии отсутствия наследственных физических
недостатков (дисплазия тазобедренного сустава, неполнозубые,
крипторхизм и т. д.), а также отклонений в психике. Если вы хотите
приобрести собаку для участия в выставках и племенной работы, то
лучше обратиться в национальный клуб выбранной вами породы. Если же
вы в первую очередь хотите заниматься дрессировкой, за советом о
выборе ценка от определенных производителей лучше обратиться к
инструктору по дрессировке. Опередив для себя родителей и помет, из
которого вы возьмете щенка, обратитесь к услугам специалиста,
который поможет произвести тестирование щенков и сделать
окончательный выбор. Для начала понаблюдайте за щенками на свободе
в игре между собой; так можно выявить щенков робких. тихих,
«забитых». Далее, если щенкам от шести до восьми недель, при помощи
теста Кэмпбелла можно с высокой степенью вероятности определить
будущий характер щенка. Тестирование должен проводить человек,
неизвестный щенку, в тихом, незнакомом для собаки месте при полном
отсутствии отвлекающих раздражителей. Во время тестирования щенка
нельзя подбадривать, ласкать, разговаривать. Перед тестированием
необходимо пометить щенков разными цветами (безвредной краской,
которая потом легко смоется, или разноцветными толстыми нитками) и
подготовить следующую таблицу.
В каждой графе возможны следующие варианты оценок:
• А - Очень доминирующий тип;
• В - доминирующий тип;
• С - подчиняющийся тип;
• Д - очень подчиняющийся тип;
• Е - практически не воспитуемый тип;
1. Социальное притяжение
Поставьте щенка на пол в выбранном выми месте и отойдите на
несколько метров в направлении, противоположном тому, в котором вы
пришли. Присядьте на корточки или втаньте на колени в некотором
отдалении от щенка, похопайте слегка в ладоши, привлекая его
внимание. Понаблюдайте, как она будет себя вести, подойдет ли он к
вам сразу или нет, подняв хвост или опустив его; или же он вовсе не
сдвинется с места. Так проявляются коммуникабельность, доверчивость
или независимость щенка. Вы можете поставить следующие оценки:
• А - подбегает сразу, прыгает на вас и, играя, покусывает руки,
хвост поднят вверх;
• В - Подбегает сразу и начинает царапать вас лапами, хвот поднят
вверх;
• С - подбегает свободно, но хвост опущен;
• Д - подбегает, но не сразу; колеблется, смущается и имеет
растерянный вид;
• Е - не подбегает совсем;
2. Способность и желание следовать за
человеком.
Встаньте рядом со щенком, затем нормальным шагом начинайте от него
удаляться. Посмотрите, пойдет ли он за вами, есть ли у него
способность и желание легко следовать за человеком (хозяином). Если
он не сдвигается с места, значит он слишком независим или
невнимательныен: он мог и не заметить того, что вы отошли.
• А - бежит за вами сразу. старается ухватить вас за ноги, хвост
поднят вверх;
• В - бежит за вами сразу, следует рядом или путается под ногами,
хвост поднят вверх;
• С - бежит за вами сразу, но несколько робко, несколько неуверенно
и немного отставая, хвост опущен;
• Д - очень робко идет за вами, смущен и растерян, хвост
опущен;
• Е - не идет за вами совсем или уходит (полный отказ следовать за
человеком);
3. Ответ на принуждение.
Положите щенка на пол (животом вниз), затем осторожно переверните
его на спину и удерживайте его в таком положении около 30 секунд,
держа руку на груди. Его реакция (защиты, протеста или подчинения)
покажет вам, в какой степени он переносит физическое или
психологическое превосходство и принуждение, и какова его
подчиняемость:
• А - сразу и активно протестует, борется с вашей рукой,
выворачивается и кусает за руки;
• В - сразу и активно протестует и выскалзывает из под руки;
• С - сначала протестует, потом успокаивается;
• Д - не протестует совсем, лижет вам руки;
• Е - лежит неподвижно, "зажался", очень напуган;
4. Социальное превосходство.
Положите или поставьте щенка на пол и приласкайте его, поглаживая
его в направлении от головы вдоль спины. Поведение щенка покажет
его способность принимать или полностью отвергать социальное
превосходство (в данном случае человека). Если он сам склонен к
превосходству (доминированию), он будет прыгать на вас, кусать и
рычать; если он назваисим, то просто отойдет в сорону, а если
труслив - в паническом напряжении прижмется к полу вплоть до крика
и поспешного бегства.
• А - сразу подскакивает, прыгает на вас, бьет вас лапами и лижет
руки;
• В - подскакивает, бьет вас лапами и лижет руки;
• С - поворачивается к вам и лижет руки;
• Д - ложится на спину и начинает лизать руки;
• Е - далеко убегает и больше не подходит;
5. Доминирование при взятии щенка на руки.
Слегка приподнимите щенка над полом, держа его на сплетенных
ладонях животом вниз. Подержите его так около 30 секунд. Не имея
никакой опоры, щенок полностью будет находиться во власти
экзаменатора. По его реакции вы увидете, принимает ли он (и на
сколько) ваше привосходство. Каково бы ни было поведение щенка, его
надо похвалить, приласкать и отпустить к матери.
• А - яростно протестуя, энергично вырывается из рук, кусается и
рычит;
• В - активно протестует, но не кусается;
• С - начинает протестовать, затем успокаивается и лижет вам
руки;
• Д - не протестует, тихо висит или лижет руки;
• Е - перепуган, напряжен, "зажат";
Подсчитайте все А, В, С, Д и Е и вы
получите результаты проведенных тестов.
• 2А и более, вместе с несколькими В
Такая собака будет всеми силами будет стараться главенствовать и
всеми силами подчинить всех себе. Она может быть потенциально
агрессивной и склонна кусаться, если с ней резко обращаются. Не
рекомендуется отдавать ее в семью, где есть маленькие дети или
старики. Для воспитания такой собаки необходим опытный инструктор
по дрессировке , спокойная обстановка среди взрослых людей.
Воспитывать ее следует спокойно, без физических наказаний.
Использовать в качестве защитно-караульной собаки.
• 3В и больше.
Тенденция к спокойному и уверенному превосходству, стремление быть
вожаком. Такая собака имеет большие способности к дрессировке, к
выступлениям на соревнованиях по рабочим дисциплинам. При
правильном воспитании и достаточном внимании собака станет вам
преданным и послушным другом.
• 3С и более
Эта собака нормально приспосабливается к любым условиям, очень
хорошо воспитуема и мы рекомендуем ее в семью с детьми и сатриками.
Правда, могут возникнуть трудности, если вы захотите выдрессировать
ее для охраны.
• 2Д или боле, особенно в сочетании с одним или более
Е
Слишком подвержена влиянию обстоятельств и склонна к подчинению;
чтобы довериться людям и быть полностью раскрепощенной, очень
нуждается в постоянных комплиментах; в процессе воспитания
требуется много внимания и такта, душевности и любви, чтобы
завоевать расположение такой собаки. Обычно вполне спокойны с
детьми, может укусить только чтобы защитить себя, если с ней плохо
обращаются.
• 2Д и более в сочетании с Е в разделе "Социальное
превосходство"
Щенок с затрудненной социализацией, необходимо применение
специальных методов дрессировки. Если к тому же есть А или В, то он
может нападать просто из страха, особенно, когда его наказывают.
Если есть С или еще одно Д, то собака может стать пугливой при
малейшем стрессе. Плохо относится к детям.
• 2Е и более
Перед вами собака трудно поддающаяся дрессировке и воспитательным
воздействиям. Которая никогда не будет доверять человеку. Это
собака может укусить от страха или при стрессе. Ее ни в коем случае
нельзя допускать в семью, где есть дети. Для нее нужен очень
опытный воспитатель-профессионал.
• Сочетание оценок А и Е (плохих и хороших)
Повторите тестирование где-нибудь в другом месте. Если вы получите
те же результаты, то перед вами совершенно особый тип собаки с
непредсказуемым поведением. |