ВВЕДЕНИЕ
Дорогие любители собак! В последние годы произошел определенный
сдвиг в области воспитания и обучения собак. Методы обучения
модернизировались и все больше опираются на достижения современной
биологии. В этой книге мне хотелось бы как можно понятней донести до
вас некоторые важные пункты этой теории обучения, чтобы вы могли
использовать их в тренировке своей собаки. Параллельно этому я расскажу
о некоторых проявлениях типичной для собак формы поведения, о так
называемом "языке поз". Если на занятиях вы всегда будете помнить не
только об этих значащих жестах и позах, но и о "правилах собачьего
этикета", то сможете достичь гораздо больших успехов в воспитании и
обучении своей собаки.
Веские основания для воспитания собаки
Часто меня спрашивают, не в тягость ли собаке, что мы воспитываем ее
такой, какой хотели бы видеть. И не было бы намного лучше, если бы мы
разрешили ей остаться "просто собакой". Думаю, что нет! Есть веские
основания для воспитания собаки. Разумеется, для людей и собак
воспитанность означает разное: Мы, люди, можем жить вместе с собакой,
- которая нам самим и другим не мешает;
- которая не представляет угрозы для общества;
- с которой мы производим хорошее впечатление (в том числе и своим поведением);
- которая не доставляет нам особых проблем в повседневной жизни.
Разумеется, согласно нашим представлениям, есть еще некоторые
качества, которыми должна обладать собака, живущая вместе с нами.
Каждому владельцу собаки известно еще много вещей, которые его собака
должна уметь или, наоборот, ни в коем случае не должна делать.
Напротив, у собаки меньше требований к нам, но вместе с тем и меньше
возможностей выбора. Самым главным для собаки является,
- что ей предоставляется возможность жить в социальной группе (сообществе), в которой ее принимают как ее полноценного члена;
- что она сможет получать достаточно богатое занятие для души и ума;
- что она сможет бегать, играть и полностью разряжаться от скопившейся энергии.
Если с учетом этих аспектов построить стратегию совместной жизни,
можно прийти к выводу, что, прежде всего, в наших интересах дать собаке
возможно точнее понять, что мы от нее хотим. Тем самым можно
предотвратить ненужные недоразумения. Но интересы собаки также
необходимо учитывать. Тот, кто собирается интегрировать ее в
человеческо-собачье сообщество и одновременно дать ей достаточно
занятий, неизбежно должен будет обучить собаку некоторым вещам.
Чтобы собака смогла полностью раскрыть свой характер, вам придется в
совместной с нею жизни, а прежде всего в общении с собакой,
ориентироваться на то, по каким законам живут стаи собак, как
складывается структура их групп, строятся взаимоотношения, а также
какими правилами руководствуются члены группы. Подумайте о том,
насколько собака готова выполнять ваши требования, запомнила ли она
звучание хотя бы некоторых важнейших слов человеческого языка, а также
достаточно ли знает значение жестов и слов, хотя бы тех, что
употребляются обычно в практике собачьей тренировки как сигналы
(команды). У нее нет такой способности думать, как у человека. У нас,
напротив, есть большие возможности, а также знания, как вести себя с
собакой и как, согласно ситуации, реагировать "собачьим образом", чтобы
наше поведение было понятно собаке и не нарушало собачьих правил. Если
вы ничему не обучили собаку и ни к чему не приучили, ей просто остается
делать то, что она может, а это неизбежно приводит к различным
проблемам. В своих личных трудностях с собакой вы можете иногда на
что-то закрывать глаза, но вы живете в обществе и быстро получите
серьезные неприятности, если не в состоянии контролировать поведение
своей собаки. Кроме того, при этом оказываются ущемлены интересы самой
собаки потому, что ей как стайному животному свойственно поведение
члена группы и принятие решений в контексте интересов группы и
соответственно ее собственному статусу в ней. Собака, которой придется
всегда принимать решения самостоятельно, будет чувствовать себя как
"одинокий волк", а не член какой-либо социальной группы. А в норме с
точки зрения собаки не она, а вожак стаи должен находить решения,
обязательные для выполнения всеми членами группы. Собаки отлично
выполняют роль дисциплинированного члена группы (стаи), но только в том
случае, когда вы сможете ясно показать, кто здесь лидер (вожак) и
какого поведения вы ждете от собаки. Именно поэтому при воспитании
собаки существенную роль играет ее социальный статус, т. е. ее место
внутри группы (в иерархии). Гораздо легче воспитывать, обучать, а затем
работать с "рядовым членом стаи", т. е. с такой собакой, которая,
согласно человеческим представлениям, является подчиненной, чем иметь
дело с собакой-лидером, которой мы, как сами ощущаем, подчиняемся.
Однако именно подчинение вожаку - это норма для собаки, и, чтобы
доказать наше преимущество как руководителя группы, вовсе не требуется
слишком больших трудов.
Отработка навыков, тренинг
Для того чтобы как можно быстрее достичь успеха в тренировках, вам
нужно еще до начала составить хотя бы примерный план занятий. В
процессе тренировок его можно будет уточнить. План занятий должен
включать поэтапную структуру занятия и учитывать первые уровни
отвлекающих раздражителей, так чтобы вы всегда имели перед глазами
ясную и не слишком завышенную цель.
Правила для владельца собаки
Готовясь к отработке навыков, вам следует принять во внимание несколько вещей.
- Вспомогательные средства. Старайтесь с самого
начала отработки какого-либо навыка как можно меньше рассчитывать на
применение вспомогательных средств, и прежде всего на телесный контакт,
если в будущем вы не собираетесь этим пользоваться. Тогда позже вам не
придется тратить зря тренировочные шаги на то, чтобы объяснить собаке,
что она должна выполнить то же самое действие просто по команде, без
подкрепления (вспомогательного средства).
- Повторение. Подумайте: собака связывает воедино
все аспекты определенной тренировки, а не только свое действие с
относящимся к нему сигналом (командой). Для того чтобы ваш приказ
выполнялся собакой беспрекословно, необходимо примерно 5000 повторений.
А чтобы одна и та же команда надежно срабатывала в разных условиях, ее
выполнение нужно тренировать на фоне разнообразных отвлекающих
раздражителей, с которыми собака позже может столкнуться. Занимайтесь с
собакой в городе, среди людей, на прогулочных дорожках, в своем доме,
вблизи дороги - везде, где только есть возможность. Именно так можно
научить ее, что каждая команда связана не с каким-либо местом или
обстоятельствами, а только с поступком (действием), ожидаемым от самой
собаки. Пять тысяч повторений - вовсе не случайная величина. Научные
исследования подтверждают, что именно столько повторений и упражнений
необходимо для того, чтобы собака овладела навыком точно реагировать на
определенную команду. И у человека процесс научения происходит так же.
Припомните только, как долго вам пришлось учиться ездить на велосипеде
без поддержки или 10-пальцевой системе печатания на клавиатуре, пока
это не стало получаться правильно! Возможно, что нам нужно даже больше
повторений, чтобы безупречно овладеть каким-либо навыком.
Пример. Команда подзыва для щенков и молодых собак.
Щенок ориентируется относительно хорошо среди знакомых ему людей и
всегда стремится вернуться в (привычную) группу, которая дает ему
ощущение безопасности. Это довольно легко использовать, пустив щенка
побегать без поводка, а затем звать его каждый раз, когда он и без того
смотрит прямо на вас или уже бежит к вам. Правильно, если за такое
"послушание" он будет особым образом вознагражден, например самым
вкусным лакомством! Таким способом вы поможете ему ощутить радость от
правильного самостоятельного решения. Постепенно вы укрепите эту связь
и заложите основу тому, чтобы собака в будущем смогла легко
ориентироваться в сложных ситуациях, согласуясь с вами. В случае с
молодой собакой можно эти же вещи рассматривать иначе. Она открывает
для себя мир со всеми его "носителями удовольствия". И вовсе не так
просто объяснить собаке, что именно вы являетесь для нее самым большим
источником удовольствия. В повседневной жизни всегда имейте это в виду,
но прежде всего во время занятий непременно оставайтесь для нее милее
всего и всех, даже в безнадежных ситуациях. Кроме того, чтобы усилить
связь, в моменты, когда собаку ничто не отвлекает, вам нужно обучать ее
послушанию, используя корректирующие слова, что позже еще много раз
сможет выручить вас. Только тогда установится достаточная связь,
основанная на взаимном доверии, - другого пути нет. О занятиях с
корректирующими словами см. далее.
- Правильная дозировка тренировок. Конечно, вы
можете добиться сосредоточенности в занятиях и послушания даже от
молодой собаки. И все же вам следует обращать внимание на то, как
складывается обстановка в месте занятий, и правильно выбирать моменты,
когда имеет смысл дать собаке команду, т. е. давать ее именно в тот
момент, когда собака сможет ее услышать или заметить. Не занимайтесь
слишком долго отработкой одной и той же команды в течение одного
занятия, не требуйте от своей собаки все сразу и слишком много,
подавайте учебные команды только в подходящий момент!
- Биологические основы научения. К счастью, теперь
известно довольно много о биологических основах взаимосвязи процесса
научения с функциями головного мозга. На основе этих знаний
предлагаются определенные методы тренинга, которые вы, безусловно,
должны принимать во внимание. Кратко обобщу наиболее важные из них.
Часто в тренинге употребляют принцип так называемого инструментального
научения. При таком научении используют подкрепление: похвалу и
поощрение как позитивное подкрепление и, соответственно, порицание как
отрицательное подкрепление. Удачный "тайминг" (timing, от английского
time - время), т. е. выбор определенного времени или согласованного
действия в применении такого подкрепления, является одним из наиболее
важных и решающих принципов в тренинге собак! Если вы хотите
вознаградить собаку за правильное действие, то поощрение должно
произойти не позже чем через одну(!) секунду после него. То же самое
относится к порицанию, возможно, оно должно быть сделано еще быстрее.
Впрочем, правильный выбор времени для подкрепления важен и для
классической формы научения (так называемое классическое
кондиционирование или выработка условных рефлексов). Здесь
подкреплением становится не похвала или порицание, а тот факт, что
одновременно происходят два события: например, в момент подачи корма
звучит колокольчик. При помощи классической формы научения можно
тренировать проявление эмоций и безусловных рефлекторных действий
(рефлексов): например, слюнотечение перед едой, когда слюна будет
выделяться не на запах или вид пищи, а на звук колокольчика.
Важно! Любое проявление вашего внимания может стать для
собаки равным побуждению, во всяком случае, так его воспринимает
собака, поэтому оно должно занимать в воспитании и научении центральное
место. Будет ли это внимание окрашено позитивно (похвала) или негативно
(порицание), не играет никакой роли. Даже при помощи наказания -
посредством уделенного внимания - можно подкреплять определенный (как
желательный, так и нежелательный) образ действий!
- Поэтапное освоение и отработка навыка. Для
собаки, которую только начинают обучать какой-то конкретной команде
(будем называть такую "ученик"), оказывается важно, чтобы отработкой
этого навыка с ней занимались в те моменты, когда ее ничто не
отвлекает. И только так, не спеша, маленькими шажками следует
подниматься на все более высокий уровень обучения. В этой первой фазе
ученичества (а каждая, в зависимости от сложности упражнения, требует
от 100 до 2000 повторений!) имеет смысл каждый раз вознаграждать
выполнение упражнения, если вы довольны, чтобы закрепление навыка шло
быстрее, и собака ясно поняла, что именно вы от нее ждете. Применение
особенно преувеличенного поощрения оправдывает себя, потому что
благодаря предвкушению вознаграждения у собаки может возрасти
мотивация. Еда и игра очень высоко ценятся собакой и, таким образом,
могут стать поощрением качества выполнения. Только вам нужно следить за
тем, чтобы собака, несмотря на высокую мотивацию, могла еще и
достаточно сосредоточить внимание и не перевозбуждалась из-за ожидания
очень большого поощрения. Для собаки, уже несколько продвинувшейся в
обучении (будем называть ее "подмастерье"), такое поощрение применяется
только тогда, когда она достигает очередного успеха в отработке
команды, закреплении навыка. Применение поощрения не обязательно будет
сразу приводить к успеху. И все же немедленное послушание и усердное
выполнение необходимо каждый раз "оплачивать" такой же экстремальной
похвалой, тем самым еще больше повышая мотивацию. Таким образом,
похвала питает тщеславие и побуждает стремление получить как можно
больше блага. Во второй фазе занятий (не менее 3000 повторений!)
необходимо заниматься отработкой навыка на фоне различных отвлекающих
внимание собаки раздражителей, чтобы позже она смогла выполнять команду
в любых условиях. Но при этом важно не перестараться и всегда трезво
оценивать, в состоянии ли собака выполнить команду в данный момент. Я
имею в виду, что фон слишком сильных отвлекающих раздражителей во время
занятия приводит к частым ошибкам, и из-за этих ошибок собака не
обучается правильному выполнению. Она научается только тому, что после
команды есть несколько вариантов возможного действия. Этого следует
избегать, строя занятие продуманно и целенаправленно. Когда собака уже
хорошо выучила команду (теперь мы можем называть ее "мастер"), все
равно следует время от времени поощрять ее. Можно делать это все реже,
но желательно постараться разнообразить формы поощрения. Совершенно
справедливо, если время от времени вы будете особенно щедро
вознаграждать собаку за усердие и прилежание. Тем самым вы сможете
удержать на высоком уровне энтузиазм собаки и ее стремление хорошо
выполнить ваше задание.
- Порицание, наказание. В принципе порицание
(наказание) применяется в соответствии с теми же правилами, как
поощрение. Только осуществлять наказание намного сложнее, и оно таит в
себе некоторое коварство. С помощью наказания в лучшем случае можно
достичь того, что определенное поведение больше не проявится или хотя
бы будет случаться реже. Но при этом собака не научится, как именно ей
следовало бы себя вести, не поймет чего, собственно, мы от нее хотим.
Последствия незаслуженного наказания легко предсказать заранее - это
потеря доверия и стресс. Наказание может применяться только, чтобы
прервать нежелательное действие или покарать совершенный поступок. У
собаки в "штрафной ситуации" не должно быть никакого выбора.
Возможность вариантов может не очень хорошо повлиять на дальнейшее
развитие событий. Наказание только тогда имеет смысл, когда конкретное
нежелательное поведение штрафуется всегда! Если есть желание обойтись
без наказаний, то, для того чтобы сохранить у собаки правильную
мотивацию, недовольство можно показать своим поведением. Наказание
должно быть достаточно действенным, чтобы нежелательное поведение
пресечь немедленно. Невыразительные попреки, которые приходится
постоянно повторять, становятся совершенно бесполезными' Однако слишком
сильное наказание может стать причиной серьезного стресса и даже может
рассматриваться Обществом защиты животных как издевательство над
собакой. При применении наказания есть большая опасность закрепления
неправильной поведенческой цепочки. Как негативное последствие может
появиться трусливое поведение собаки и ваше чувство разочарования.
- Поощрение. Поощрения, которые особенно любят
собаки. Лакомство: кусочки должны быть маленькими, вкусными(!) и с
приятным для собаки запахом. Игрушка или приглашение к игре: вы должны
знать, что у собаки есть позитивная тяга к данному предмету, и можно
хорошо этим воспользоваться. Знаки вашего внимания (ласковый голос,
поглаживание рукой).
Выводы. Структура тренировок. Будет намного проще и для
обеих сторон обойдется без стресса, если воспитывать и тренировать
собаку по принципам поощрения и положительного подкрепления. К тому же
поощрение действует дольше потому, что в таком случае послушание
доставляет собаке удовольствие. И в будущем она не станет делать вид,
что не замечает вас или ваши команды, как это случается при воспитании
по принципу штрафов и наказаний. Правильно применять наказания очень
трудно и нужно по возможности избегать этого способа воспитания. С
поощрением проще, и даже если вы однажды ошибетесь, дав незаслуженное
лакомство, то собака хоть и не научится чему-то в этот раз, но тяжких
проблем или стресса такая ошибка за собой не повлечет.
ОТРАБОТКА НАВЫКОВ, ТРЕНИНГ
У собак тоже есть мимика и жесты - так называемые сигнальные позы -
они нужны им для того, чтобы избежать непонимания или
продемонстрировать дружелюбие. Мы вполне можем подражать некоторым из
этих сигнальных движений или поз и тогда при общении с собакой не будем
производить на нее угрожающего впечатления. Мы дадим собаке понять, что
наши намерения хорошие и что рядом с нами она находится в безопасности.
Например, не следует пристально смотреть прямо на собаку, лучше чуть
отвернуть голову и отвести взгляд - это будет воспринято ею как явный
жест умиротворения. Здесь представлены и другие жесты, которые вы также
можете применять при общении с собакой, чтобы убедить ее в безопасности:
- Жмурки,
- Зевание,
- Встать вполоборота,
- Почесывание,
- Сделаться меньше,
- Заинтересоваться чем-то другим,
- Подходить к собаке по дуге, а не напрямую,
- Быстрым движением языка облизывать губы.
Помехи в обучении
Вы достигнете особенно хороших успехов в обучении, если усвоите
именно те принципы тренинга, о которых говорилось выше. Но бывают такие
ситуации, в которых способность собаки обучаться сильно ограничена или
совершенно заблокирована. Например, заболевание или сильное переживание
могут привести к стрессу и блокаде обучения. Это обусловлено выбросом в
кровь определенных гормонов при реакции организма на стресс. Они
отчасти непосредственно, отчасти косвенно участвуют в обмене веществ в
мозгу и тем самым влияют на способность к обучению. В стрессовой
ситуации становится невозможным восприятие новой информации и
повторение уже усвоенной. Впрочем, точно так происходит и у человека.
Например, в ситуации стресса или под влиянием сильных эмоций (страх,
радость, печаль и т. д.) мы никак не можем выучить даже простенького
стихотворения. Точно так же, в условиях стресса мы почти не можем
пользоваться своими знаниями. Этот феномен знаком каждому как "эффект
выключателя" или "черная дыра". И на собаку в такой момент совершенно
бессмысленно злиться за "невнимательность" или "глупость". Она
реагирует в стрессовой ситуации чисто биологически! В тренинге и
ежедневном обхождении с собакой следует принимать во внимание
возможность возникновения таких ситуаций.
- В момент, когда вы чувствуете, что кто-то или что-то может
вызвать стрессовую реакцию, вполне оправданно применить так называемый
антистрессор. Вот несколько примеров действенных антистрессоров.
- Предложить поиграть (для собак обычно побегать) или сразу полностью переключить внимание собаки.
- Дать попить воды - это хорошо срабатывает как в тренинге, так и в
повседневности, но, к сожалению, во время тренировок об этом часто
забывают. А жажда может быть сильным фактором стресса, который на самом
деле очень легко убрать. Мы сами также можем быть антистрессорами, если
при помощи определенных сигналов тела (жестов или поз) сообщим собаке о
наших хороших намерениях и тем самым дадим ей ощущение безопасности.
При этом нужно обращать внимание на то, чтобы дружелюбные сигнальные
позы или жесты выполнялись точно и не напоминали угрожающие. Так
называемые позы примирения являются очень сильными антистрессорами.
Проще говоря, они являются противоположностью угрожающим жестам. На
рисунках показано несколько успокаивающих жестов и поз примирения,
которые можно очень хорошо использовать в повседневной жизни и
тренировках.
Школа для собак: шаг за шагом (часть 2) Школа для собак: шаг за шагом (часть 3)
Школа для собак: шаг за шагом (часть 4)
Школа для собак: шаг за шагом (часть 5)
Источник: http://assauwe.lublinec.ru/rus/main.htm |